Долго не писала, не отвечала на коментарии, и гостевую — была в отъезде.
В предыдущем посте (Zend Guard пролетел…), коллега Bars задал вопрос, как быть если просят открыть код, до оплаты проекта, и как работать с западными заказчиками.
О геополитике
Сперва, немного проясню, читателям блога, и тебе, уважаемый Bars, что как и где. Самая благоприятная атмосфера для работы по сайтостроению сейчас в России, здесь очень большой спрос на сайты, который щедро оплачивается, особенно в Москве, даже мы иногда аутсорсим часть работы украинским коллегам. Средний российский фрилансер работает на Москву. Поскольку мы работаем с заказчиками тоже исключительно в Москве, они приезжают в офис, пьют кофе и все проблемы легко решаются.
Сложнее обстоят дела на Украине, откуда судя по всему и пишет тов. Bars. Украинский внутренний рынок сайтостроительства вообще не насыщен, особенно по дизайнам (пруф. ищите ссылки на интервью А.Лебедева).
Совсем тяжко сейчас в Белоруссии (Беларуси). Батька запретил всё, что только можно. Знакомые минчане очень переживают. Все банковские транзакции перекрыты. Перевод валют не осуществляется. Даже банк
В странах Европы, ситуация поздоровее. Люди работают и на внутренний и на западный рынок.
Как вести себя с заказчиками
Статьи с примерно таким заголовком вам нужно читать в больших количествах. Легко отличить хорошие статьи от плохих, но прочитать критически стоит почти все. Также полезно практиковаться в риторике и прикладной психологии. Но самое полезное — это завести себе крутого менеджера, если у вас его ещё нет. Если вы делаете сайт
Далее, что касается закрытости кода. Конечно можно его обфусцировать, но почти вся обфускация сводится к "$blablabla=blablabla; eval($blablabla);"
У нас не утопия. Если у заказчика будет большой соблазн кинуть — он кинет. Настройте себя на эту мысль. Достаточно один (иногда два =)) раза наступить на грабли кидания, чтобы понять, в какой момент передавать свой код. Код, который вы уже написали — больше всего нужен заказчику, а не вам. Если заказчик не хочет платить — не отдавайте код. Умный заказчик купит готовый продукт охотнее и дороже, чем будет ждать разработки с нуля. Потому что пара недель простоя его бизнеса стоит гораздо больше, чем ваша пара недель. Он может ругаться, но не может не заплатить. Иначе убытки будут у него, а не у вас. Это основная идея — запомните её и никаких проблем не будет.
Комментарии: